Почему на руси невесту на свадьбу одевали в погребальные одежды, обсуждение
У многих славянских народов, в том числе и в русской национальной традиции считается, что невеста обязательно должна поплакать на свадьбе. Многим современным людям не до конца ясны истоки этого обычая: ведь вступление в брак – это повод для радости. Зачем же слезы? Оказывается, плач невесты имеет глубокие социальные, культурологические и мистические причины.
Я жила да красовалася,
Как правило, в своей песне невеста сначала уговаривает отца и мать не отдавать ее в жены, горюет о счастливых годах детства и юности, жалеет о том, что больше никогда не заплетать ей девичьей косы. Затем красавица в плаче как бы смиряется со своей долей, соглашаясь покинуть родной дом.
Если даже молодую жену, находящуюся в положении, не возбранялось подвергать физическому насилию, то что говорить об остальных бесправных представительницах прекрасного пола? Книга духовных наставлений призывала мужчин избивать своих жен больно и с усердием, но стараясь при этом не наносить тяжкого вреда здоровью, чтобы не вызвать глухоту, слепоту, вывихи, а также другие серьезные травмы. Ведь в таком случае женщина уже не сможет полноценно работать.
Я горько плакала со страха,
Например, няня Татьяны Лариной в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» вспоминает свою свадьбу:
Свекор и свекровь – не родные мама с папой. Братья и сестры мужа тоже часто могли обижать бесправную невестку, которая почти полностью зависела от них и никуда убежать не могла, разводов-то не было. Вот и оплакивала девица счастливые годы с мамой и папой.
Белая фата, воспринимаемая современными людьми как символ невинности, изначально имела совсем иной смысл. Этот атрибут одеяния невесты олицетворял собой часть погребального савана, которым покрывают девушку, прощаясь с ней навсегда. Ведь после свадьбы в этом мире появится новая женщина, а прежняя девичья жизнь закончится.
К тому же, нравы в ту пору были действительно жестокие. Даже памятник русской литературы XVI века, называвшийся «Домострой», по наставлениям которого жили вплоть до XX века многие семьи, учил мужчин бить беременных женщин осторожно, чтобы не навредить будущему ребенку.
Уж мои миленькие вы подруженьки,
Что не забыли вы меня горюшницу.
У вас, мои родители:
(Из народной песни).
Девушка должна была выглядеть грустной, даже если выходит замуж за любимого парня и считает себя самой счастливой на свете.
Мое сердце радовалося,
Примечательно, что лить реальные слезы для этого нужды не было. Достаточно в момент прощания с домочадцами спеть фольклорную песню-жалобу, исполняемую речитативом на минорный лад. В каждом регионе нашей страны есть свои характерные особенности, придающие таким плачам девушек свой колорит.
Вряд ли труднее сыскать.
Многие крестьянские девушки на протяжении долгих веков выходили замуж не по любви, а потому что семье жениха требовались рабочие руки на пашне, в коровнике, у русской печки. Приготовление пищи, забота о детях, посевные работы и сбор урожая, уход за скотиной – все это и многие другие обязанности ложились на хрупкие женские плечи. О беззаботной юности в родительском доме можно было забыть.
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Да проводить меня во чужи люди,
В целом негативное и даже презрительное отношение к представительницам прекрасного пола, их бесправное положение и абсолютная зависимость от родни мужа заставляли невесту плакать, понимая, что ее ждет далеко не безбедная жизнь.
Не случайно поэт Николай Алексеевич Некрасов написал такие строки:
Да с пеньем в церковь повели.
Мне с плачем косу расплели,
Уж вам спасибушко большое, великое,
На Руси издревле существовало поверье: «Если не плачешь перед свадьбой, то будешь плакать в семейной жизни». Разумеется, ни одна девушка не хочет, чтобы ее супружеская жизнь была омрачена проблемами или даже бедами. Поэтому и плакали девушки часто от души.
В ожидании свадьбы было принято плакать, поскольку в родительском доме невеста как бы перестает существовать, она находится между двумя мирами, утратив былую реальность, но еще не войдя в новую семью. Поэтому девичник и все связанные с ним ритуалы и песни имеют явно печальный, заунывный характер.
Поэтому девушка обычно причитала:
Как пчела в меду купалася.
(Из народной песни).
Да во чужи люди, да незнакомые,
Еще одна причина для слез перед свадьбой – языческое представление о переходе из девичества в семейную жизнь как о своеобразной смерти и новом рождении. Ритуал вступления в брак – это важнейший из обрядов инициации, который проходит человек на своем жизненном пути. Не случайно, свадебные обычаи чем-то напоминают похоронные.
Так, например, новгородская девушка причитала:
Я жила-то, красна девица,
Да что пришли и не прогневились,
Войти, используя:
Невеста плакала, чтобы не обидеть предков. Она как бы показывала им, что не по своей воле покидает дом отца и матери.
Но помимо живых родственников девушка навсегда оставляла и добрых хранителей домашнего очага, которыми являются духи предков. Считалось, что они оберегают ее и заботятся о ней с рождения. Выходя замуж, согласно языческим верованиям, невеста лишается покровительства духов-хранителей родной семьи и переходит в ведение добрых защитников другого домашнего очага.
Покинув родительское гнездо, невеста встречается с женихом. И с этого момента она не может не только плакать, но и быть просто спокойной. Лицо девушки должно буквально светиться от радостной улыбки. Новобрачная обязана быть веселой, чтобы показать новым родственникам, как она рада войти в их семью.
Да чужого-то за чужанина.
Расставаться с мамой и папой всегда грустно. Прощаясь с близкими людьми, вырастившими девушку, ей следовало показать, что предстоящая разлука сильно печалит молодое сердце. Невеста, которая не взгрустнула и не поплакала, покидая родной дом, казалась людям неблагодарной и бессердечной особой.
Источник: http://passivniidohod.ru